Сайт www.psy8.ru использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Кликните «Принять и закрыть», чтобы согласиться с использованием «cookies» и больше не отображать это предупреждение.
Подробнее
18+
English Version

Психология ваших отверстий
Зеленый вектор — глаз

Красота спасет мир

Среди нас есть люди, у которых глаза с момента рождения обладают особой чувствительностью. В нашей системе они относятся к зеленому вектору, а Виктор Толкачев называл этот вектор «зрительным».

Что же может сделать Зеленый человек, чтобы получать удовольствие от своей значимой зоны? Прежде всего, конечно, созерцать красоту, то есть гармонию цвета и формы. Зрительник «питается» красотой, как оральник — мясом. Прекрасные зрелища — вот что составляет радость его существования. А если в повседневной жизни таких зрелищ недостаточно (так обычно и бывает), то Зеленый готов эту нехватку компенсировать самостоятельно: его жизнь превращается в театр, где он играет главную роль. В этом процессе самое важное — чтобы на него обращали внимание, поэтому зрительник постоянно озабочен вопросом: «Как я выгляжу со стороны?»

Для них комплименты — это не формальность, а питательный материал (в том числе для мужчин). Только на многочисленных комплиментах вырастает чудесный «зеленый цветок». Такая женщина, придя утром в офис, может долго оставаться неработоспособной: она ходит кругами, стремясь пообщаться со всеми коллегами, чтобы от каждого услышать хоть пару слов о своей внешности. Вдоволь насытившись комплиментами, она способна приступить к работе.

Главным предметом в доме зрительника является зеркало. Оно будет висеть в ванной комнате, в туалете, на кухне, в спальне на потолке. Несколько зеркал в автомобиле, причем это все зеркала не заднего вида, а «моего вида». Для этого вектора характерна склонность к самолюбованию, в крайнем варианте она называется «нарциссизм»[1].

В обычной жизни Зеленый — довольно беспомощный человек: в трудных ситуациях он не может позаботиться о себе, а потому нуждается в заботе и защите со стороны окружающих. А так как его функция не относится к разряду самых необходимых (он не управляет, не строит, не добывает пищу), то есть шанс, что о нем просто забудут. Чтобы этого не случилось, ему нужно о себе почаще напоминать — нужно быть заметным. Это стремление превращается в эксгибиционизм.

Эксгибиционизм бывает сексуальный (это те люди, которые вылезают из кустов со спущенными штанами), но чаще всего мы сталкиваемся с «несексуальным» эксгибиционизмом: к нему относится любая демонстрация себя, любое привлечение внимания к собственной персоне (деятельность моделей, актеров, весь шоу-бизнес).

Обратное явление — страсть к подсматриванию (вуайеризм) — тоже связано с зеленым вектором: можно подсматривать в замочную скважину или в окна напротив, а можно купить подзорную трубу и наблюдать за жизнью целого района.

Так как Зрительные люди довольно беспомощные, они обычно слушаются «вождя стаи» (авторитетную личность). Этот вектор очень ведомый, внушаемый и гипнабельный.

Все в своей жизни Зеленые оценивают по шкале «красиво — некрасиво», причем не одни только зрительные ощущения: красивый запах, некрасивый поступок, красивый звук и т. д. Это они придумали лозунг: «Красота спасет мир»[2].

Зрительники придают излишнее значение внешней стороне предметов и событий. Из-за этого они порой становятся жертвами обмана или мошенничества, так как готовы купить «незнамо что», завернутое в «красивую обертку». То же самое касается отношений с людьми: они настолько доверчивы, что могут поверить человеку, который красиво говорит красивые слова, например, опытной цыганке.

Зеленые стараются украсить, сделать привлекательным и запоминающимся все, что окружает их в повседневной жизни. Значительная часть предметов дома и на рабочем месте не имеет другого функционального предназначения, кроме как радовать глаз их владельца, а заодно и всех окружающих. Покупая на последние деньги дорогую красивую безделушку, Зеленые не думают о том, что им не хватит денег на еду. Поэтому доверять им семейный бюджет опасно: Черные (мышечный вектор) и Желтые (оральный вектор) рискуют умереть с голоду.

Автомобиль зрительника тоже становится объектом для украшения: рисунки на кузове, многочисленные игрушки и картинки в салоне и уж, конечно, никаких тонированных стекол — кто же тогда увидит всю эту красоту, а заодно и прекрасного водителя! (Люди, предпочитающие тонированные стекла в машине, — это Черные (мышечники) и Фиолетовые (обонятельники).

Слезы в горе и в радости

Зеленый — самый эмоциональный вектор среди всех восьми. Если такой человек ощущает острую нехватку впечатлений, то у него есть запасной вариант воздействия на значимую зону — это слезы. Некоторые Зрительные женщины любят поплакать по малейшему поводу, а если повода нет, то они его найдут (или придумают). Увидев «неправильный» взгляд своего мужчины, такая женщина может проплакать всю ночь.

Иногда они так увлекаются, что начинают придумывать все новые и новые причины обид. В худшем случае — в Зеленом неврозе — обидчивость становится ведущей психологической чертой: во всем сказанном они находят подтексты, о которых говорящий даже не подозревает. Подобная мнительность становится причиной досадных недоразумений в их жизни.

Зеленые — очень ранимые люди: они чутко реагируют на увиденное и услышанное, плачут в театре и в кино, при чтении книг и просмотре телевизора. Они сами додумывают сюжеты книг и фильмов до какого-нибудь сентиментального финала, вызывающего у них слезы. Кроме того, они обожают придумывать истории собственной жизни с трагическим, но очень красивым финалом. 

«Знаешь, я подумала: вот выйду за тебя, будем жить хорошо-хорошо, у нас родится мальчик. Он будет самый красивый, самый здоровый, самый счастливый ребенок. Все у него будет: и языки, и музыка, и фигурное, и шмотки, потому что это тоже очень-очень важно... Устроим его в школу, в спецшколу для гениев. Будет учиться лучше всех. А потом мы отдадим его в институт. Я еще не выбрала, в какой, но самый-самый лучший. Дедуля наш возгордится страшно. Я от радости с ума сойду! А потом их весь курс на практику отправят. И вдруг оттуда сообщат, что пожар рядом случился. Он тушить бросился, а крыша в доме рухнула. И там наш мальчик геройски погиб… (плачет)».

«Блондинка за углом», 1984 г.

 

Знаете, как Зеленая женщина смотрит «ужастик» по телевизору? Из-за угла или прикрывая лицо руками. 

«Ну, скажи, его уже убили? А то мне страшно смотреть...» А перед телевизором сидит Коричневый муж, для которого немного помучить любимую — это большая радость: «Да, убили, можешь смотреть». Она вылезает из своего «укрытия» прямо в разгар кровавой сцены: «А-а-а-а! Как ты мог меня обмануть?!», — и в слезы, а он ее утешает. Смотрите, какая гармоничная пара получилась: он немного помучил, а потом пожалел (двойная радость для анальника), а она поплакала, и ее пожалели (двойная радость для зрительника). 

Переключение между горем и радостью (и обратно) происходит у таких людей практически мгновенно — как смена кадров на кинопленке, поэтому Зеленые — жертвы резко меняющегося настроения.

Кстати, зрительникам свойственны и слезы радости. Причем их может растрогать не только сцена из фильма или событие из жизни: некоторые мужчины могут заплакать, глядя на гармонию красок пробуждающейся весенней природы.

Для Зеленого природа — это, конечно, самое приятное зрелище на свете (после собственного отражения в зеркале), ведь она совершеннапо своим цветам и формам. Созерцание природы приводит зрительника в гармоничное состояние, лечит от многих болезней и придает его жизни особый вкус. И наоборот, Зеленый, живущий вдали от природы и не имеющий возможности соприкасаться с ней, может зачахнуть как нежный цветок в пустыне. Если ребенок-зрительник вырос на природе, а затем переехал жить в город, да еще в типичные кварталы новостроек, то у него может ухудшиться зрение.

Чудеса

Некоторые Зеленые верят в приметы, другие в гороскопы, третьи в гадания. Но всех их объединяет одно: эти люди живут в ожидании чуда. Причем они верят в него так самозабвенно, что чудо в их жизни случается! И самое удивительное, что им для этого ничего не нужно делать. Красный (уретральник) — тоже удачливый человек, «везунчик», но ему нужно хоть что-нибудь сделать, чтобы удача пришла в его жизнь: например, встать с печи и пойти поймать щуку, ну а потом можно расслабиться.

Зрительники очень мечтательны и обожают фантазировать. Эти фантазии порой настолько яркие, что их не всегда можно отличить от реальной действительности. Сновидения таких людей иногда похожи на сериалы: лег спать и увидел продолжение вчерашнего сна. Кроме того, Зеленым свойственны вещие сны, а также другие варианты предчувствия (предвидения), в том числе ясновидение.

Дело в том, что их внутренняя организация настолько тонка, что они могут ощущать «вибрации», недоступные другим людям. На тонком плане к ним могут прийти сигналы из информационного поля о каких-то событиях в будущем (или в настоящем, но на другом конце Земли).

Более того, Зрительные дети иногда могут видеть то, что недоступно другим, особенно взрослым. Если ваш ребенок говорит, что видит тени людей там, где, по-вашему, ничего нет, то не спешите вести его к психиатру. Врачи-психиатры в этой ситуации мыслят очень шаблонно, у них есть «каталог болезней», в котором написано примерно следующее (лексика адаптирована): «Если ребенок видит то, чего не видит доктор, значит, у него шизофрения».

И тысячи сверхчувствительных Зеленых детей превращаются в инвалидов, залеченных психотропными препаратами. На самом деле среди нас полно людей, которые в детстве видели «нечто необычное», но они это тщательно скрывают, опасаясь косых взглядов со стороны окружающих. Чаще всего, эти явления проходят вместе с детством, но иногда остаются на всю жизнь, и тогда они называются экстрасенсорными способностями.

Для этого вектора характерны и другие пограничные состояния, малопонятные современной науке: дежавю[3], лунатизм[4], сны наяву (day dreaming).

Зеленые мужчины

Зеленые мужчины нежные, чувствительные и ранимые, умеют глубоко сочувствовать и сопереживать. Они очень трепетно относятся к своему внешнему виду и обожают красивые вещи. Причем в отсутствие коричневого (анального вектора) это не имеет никакого отношения к гомосексуальности. Просто яркий зеленый вектор (не сбалансированный черным, красным или оранжевым) делает мужчину немного женственным.  

Классический пример Зеленого мужчины — Паша из старой советской комедии «Где находится нофелет?» (Мосфильм, 1987). Он — единственный мужчина в женском коллективе, но из-за своего склада характера воспринимается коллегами как подружка. Он месяцами восторженно смотрит на любимую женщину, с которой ежедневно ездит в автобусе, но стесняется к ней даже подойти.  

Можете себе представить, как такого мальчика отправляют в армию и начинают учить убивать? Он там заболевает, умирает или становится «пушечным мясом». Зеленый вектор — один из самых нежных: в жестких условиях (война, блокада, необитаемый остров) эти люди выживают с большим трудом.

При наличии сопутствующего уретрального вектора Зрительный мужчина способен на красивые подвиги ради любимых женщин. Сам по себе Красный тоже способен на подвиги, но его геройства примитивны: залез к возлюбленной по водосточной трубе на пятый этаж и «изнасиловал». Сам по себе Зеленый способен на что-то красивое, но абсолютно бездеятелен и нерешителен: он может часами стоять с цветами под окном у любимой и не знать, что делать дальше. А вот комбинация красного и зеленого векторов делает мужчину настоящим принцем: он устроил фейерверк, стоя с цветами под окном, а потом залез по трубе на пятый этаж и…

А если к «зрительному» характеру добавляется коричневый вектор с его высокой анальной чувствительностью, то у такого мужчины может встать вопрос о сексуальной ориентации. Комбинация зеленого с коричневым не означает, что мужчина обязательно станет гомосексуалистом, но заметьте: практически у всех геев ярко выражены оба эти вектора.

Интеллект и непрактичность

У зрительного вектора генетически заложен высокий интеллектуальный потенциал. Такой человек обладает широкими познаниями в разных областях, но, в отличие от Красного, он обычно неспособен на гениальные открытия.

Зеленые обладают прекрасной зрительной памятью — один раз посмотрели на картинку и навсегда впечатали ее в память. На слух они плохо воспринимают информацию — им надо все увидеть своими глазами. Выражение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — поговорка именно Зеленых людей, а для Синих (слуховой вектор) — все наоборот. Кстати, Черным (мышечный вектор) и Оранжевым (кожный вектор) вообще необходимо все потрогать руками: они не доверяют ни глазам, ни ушам (таких людей называют кинестетиками).

Зрительному вектору свойственно быстрое и образное правополушарное мышление, лишенное всяческой логики. Такие дети учатся в школе очень хорошо, часто получают золотую медаль, но извлекать практическую пользу из своих знаний и талантов они не умеют.

Большинство Зеленых возвышенны и далеки от реальности, поэтому рядом должен быть человек, который обеспечит его всем необходимым и создаст условия для творчества или интеллектуальной деятельности, — некий «продюсер», продвигающий его таланты и способности.

Если события развиваются иначе, то зрительник рискует стать неузнанным гением, который творит только для себя. Многие люди, получившие прекрасное образование, остаются всю жизнь невостребованными: они пишут великие картины, рождают прекрасные идеи, но об этом никто не узнает до самой их смерти. И дело здесь не в природной скромности, а в неумении обустраивать собственную жизнь.

Зеленые люди порой настолько непрактичны, что им сложно применить свой интеллект в обычных жизненных ситуациях. Такой человек приходит в банк, берет квитанцию, видит множество цифр, которые нужно вписать в конкретные места, и от всего этого ему становится дурно. Но у него есть запасной вариант: он привлечет внимание (например, поплачет), и окружающие люди ему обязательно помогут. (Кстати, Синие люди — слуховики или звуковики — еще более непрактичные: они не могут поплакать даже напоказ. В аналогичной ситуации Синий просто молча уйдет домой, а квитанция так и останется незаполненной...)

Любовь и секс

Сексуальный потенциал у зеленого вектора очень низкий (Виктор Толкачев даже утверждал, что нулевой). Для многих зрительников секс — это процесс некрасивый и ненужный: они готовы сделать все, чтобы секса в их жизни было как можно меньше. Зеленые женщины часто обращаются с этой проблемой к психологу. Закатывая глаза и чувственно вздыхая, они рассказывают свою страшную историю: «Мой муж — сексуальный маньяк! Он требует секс два раза в месяц!»

Такие женщины иногда всю жизнь остаются инфантильными в отношениях: они обожают красивое ухаживание (цветы, шоколадки, целование рук), влюбляются в киногероев и могут никогда не выйти замуж. Зеленые девушки поздно созревают и предпочитают мужчин значительно старше себя (у которых уже мало сексуальных претензий). Природой они больше предназначены для воспитания детей, чем для деторождения.

По той же причине Зрительным людям иногда свойственен пигмалионизм[5] — влюбленность в произведения искусства. Вспомните фильм «Формула любви» (1984 г.), где граф Калиостро превращал «возлюбленную статую» в живую женщину: поверить в такое могут только доверчивые Зеленые мужчины. Между прочим, картины и статуи порой очень красивы, а сексуальных претензий не имеют: смотри и наслаждайся — что еще нужно зрительнику? То же самое относится к эротическим фильмам: Зеленый будет очень доволен, если после красивой прелюдии в следующем кадре покажут… двух человек, крепко спящих в объятьях друг друга.

Из всех сексуальных ласк зрительники предпочитают нежные поцелуи в глаза. Они могут повесить зеркало на потолке в спальне, так как возбуждаются при виде собственного обнаженного тела. Если сексуальный потенциал в человеке все-таки присутствует (за счет других векторов), то Зеленый может сильно возбуждаться от просмотра эротических сцен, а также плакать в оргазме. Наверное, несложно представить эмоциональную женщину, у которой секс сопровождается слезами радости, но рыдающий в оргазме мужчина — это, пожалуй, оригинальное зрелище...

Кстати, мечта многих женщин — нежный мужчина, а это именно Зеленый. Такие мужчины, в свою очередь, ищут себе красивых, ярких и ухоженных женщин (читай — Зеленых). Два таких зрительника живут вместе очень хорошо: еды им почти не надо, секса — тоже. Они смотрят — друг на друга, на природу — и в этом находят свое счастье.

Любовь зеленого вектора очень восторженная, демонстративная, но его чувства на самом деле не столь глубоки, как кажется. Он ярко влюбляется, а потом… влюбляется снова, ведь так скучно жить без любви!

Вспомните Ромео. В первых строках трагедии Шекспира он восторженно говорит о своей любви[6]:

 «Он [Амур] пригвоздил меня стрелой навылет.

Я ранен так, что крылья не несут.

Под бременем любви я подгибаюсь».

 Кого же так горячо любил Ромео? Думаете, Джульетту? А вот и нет! Его пламенная речь посвящена Розалине! Он даже сначала не хотел идти на бал (где потом познакомился с Джульеттой), чтобы не мучить себя воспоминаниями о Розалине: 

«… в чертах красавиц я прочту напоминанье

О той, кто без сравненья лучше всех». 

Но после уговоров друзей он все же пошел на бал и, увидев Джульетту, тут же переключился: 

«Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет, то были ложные богини.

Я истинной красы не знал доныне» 

и далее: 

«Нет, с Розалиной у меня конец.

Я имя позабыл ее, отец».

Глядя на красоту природы, зрительник может прийти в особое трансовое состояние, которое циничный Красный (уретральный вектор) назвал бы «возбуждением». Следующий рассказ одного из участников тренинга наглядно демонстрирует не только «зеленую» тягу к природе, но и стиль речи этого вектора.  

«Когда мне было 18 лет, я однажды оказался в чудесном зимнем лесу. Заснеженные деревья искрились в лучах заходящего солнца, а тишина была такой очаровывающей, что страшно было даже шевельнуться. В этот момент я почувствовал совершенно незнакомое мне ощущение полного единения с природой. Это было состояние предельной близости и интимности, к которому многие стремятся в отношениях с любимыми, но достигают его очень редко и лишь на мгновения. Почувствовав нарастающее сексуальное возбуждение, я не стал сдерживать свое тело, — казалось, сама природа жадно звала меня в свои объятья. Это был один из самых необыкновенных оргазмов в моей жизни…»

Смотрите вебинар «Как подобрать ключик к Мужчине: Система векторов в личных отношениях» и узнайте, как выстроить гармоничные отношения с партнёром, учитывая психологические векторы.

Внешность и привычки

Узнать зрительника не составляет особого труда. Эти люди выделяются из толпы своим внешним видом, так как одеваются очень красиво и гармонично. Неважно, следуют они капризам моды или разрабатывают свой собственный стиль, — в любом случае их облик сразу бросается в глаза. Коричневый вектор тоже выделяется своей аккуратностью в одежде, но аккуратность — это еще не красота, это всего лишь стремление к порядку. А у Зеленых даже беспорядок может быть прекрасным.

По телосложению зрительники чаще худощавы. На их лице, конечно, выделяются глаза: они могут быть большими, необычной формы или необычного цвета — короче говоря, приметные. Линзы или очки — очень частые атрибуты зеленого вектора: в современной жизни непросто сохранить глаза, обладающие высокой чувствительностью.

Зрительные женщины (да и мужчины тоже) часто выглядят моложе своих лет, любят носить украшения: многочисленные кольца на руках, браслеты, серьги с крупными и/или круглыми деталями. Они обожают разнообразные аксессуары, которыми можно украсить одежду или личные вещи, предпочитают светлые и радостные цвета в одежде, особенно всевозможные оттенки зеленого. Конечно, пирсинг и татуировки тоже характерны для Зеленых, но лишь в сочетании с выраженным оранжевым (кожным вектором).

Если зрительный вектор не принят, то такой человек может одеваться ярко (даже вызывающе), но безвкусно и дисгармонично. Он, конечно, привлекает взгляды окружающих (как любой блестящий предмет), но через мгновение глаза уже хочется отвести в сторону.

Зрительные люди очень переживают из-за малейших пятнышек на одежде и никогда не донашивают чужие вещи. Если для Оранжевого секонд-хэнд — это родной дом, то зрительник просто не наденет вещь, которую до него уже кто-то носил. А представьте себе младшего Зеленого ребенка в большой Оранжевой семье: вот уж где настоящая трагедия (так и до невроза вектора недалеко).

Разумеется, их любимый цвет — зеленый, а фигура — круг. Поэтому все в их жизни приближается к круглому и к зеленому: круглые столы, круглые стулья, круглые рамки для квадратных фотографий. Они обожают свежие цветы и все, что может украсить их дом.  

Помимо круга, есть еще одна форма, которая приводит Зеленого в состояние восторга, — это золотое сечение[7]. Считается, что пропорция золотого сечения — это «геометрический закон», выведенный самой природой, поэтому оно действуют гармонично на чувствительный «зеленый» глаз. Очень многие объекты в природе, в том числе части человеческого тела построены в пропорции золотого сечения. Известный рисунок Леонардо да Винчи, где человек с широко расставленными руками и ногами вписан в окружность, как раз посвящен описанию этих соотношений.  

Почерк зрительника красивый и изящный, так в школе обычно пишут девочки-отличницы: буквы округлые, заглавные — с завитушками или другими украшающими элементами, а подпись вообще представляет собой произведение искусства. И дети, и взрослые любят писать цветными чернилами (чаще всего, зелеными), рисовать картинки в тетрадях и на всем, что попадается под руку. Чаще всего рисуют зайца, лошадь, кота, лицо и цветок. При добавке оранжевого или коричневого векторов картинка заменяется на клеточки, закрашенные в шахматном порядке.

Речь Зеленых людей очень яркая, эмоциональная, даже театральная, с обилием мимики и жестов. Они прекрасно передают рассказ в лицах, виртуозно копируя действующих персонажей. И в речи, и в письме зрительники любят использовать уменьшительные и ласкательные слова: «такая малепусенькая крохотулечка». Иногда этот стиль проникает и в деловые разговоры: «Мы с вами договорчик подпишем, счетик выставим. Вы нам денежки пришлете через банчик, а мы вам товарчик подвезем на машинке, актик подпишем (ручечкой)...».

Зеленый может ярко вспомнить и заново пережить любое событие из своей жизни, найдя какую-нибудь безделицу, напоминающую об этом. «Ах! Это ведь мне подарил любимый 20 лет назад!», — и вот пошел видеоряд, слезы и эти сладостно-трагические переживания.

У многих представителей зеленого вектора настолько холодная биохимия, что они мерзнут даже летом: вечно замерзшие ладошки, пятки, ушки... Но такая биохимия позволяет им оставаться молодыми до самой старости: некий оттенок детскости (а иногда инфантильности) они проносят через всю свою жизнь.

Зеленый человек — это «малоежка». В еде ему важны красота и гармония: белая-белая скатерть, хрусталь, две ложечки, три вилочки, все украшено-разукрашено, а на обед — горсточка овсянки… Если стол накрыт неряшливо, это может вовсе отбить у зрительника аппетит. Кстати, именно Зеленые, объединившись с Оранжевыми (кожный вектор), когда-то придумали этикет и правила хорошего тона: первые не могли жить без красоты, а вторые — без регламента.

 Зеленые плохо переносят алкоголь и пьянеют очень быстро — как Чижик-Пыжик: «Выпил рюмку, выпил две — закружилось в голове...». В состоянии опьянения привлекают внимание еще больше — вплоть до раздевания на публике. Алкоголь для них — слишком сильный «наркотик», вот легкую травку покурить — это гораздо лучше. Многие известные художники пользовались этим средством для стимуляции воображения.

Несмотря на любовь к природе, зрительники не готовы путешествовать в «походных» условиях. Чтобы наслаждаться красотой, им все-таки требуется немалый уровень комфорта: вокруг должно было тепло и чисто, и чтобы комары не кусали.

Профессии и работа

Прежде всего, они, конечно, актеры. Но на сцене всем места не хватает, поэтому Зеленые часто устраивают театр в собственной жизни (в семье или на работе).

Они талантливые художники, скульпторы (если с черным вектором), фотографы, дизайнеры, модельеры, стилисты, визажисты, парикмахеры, смотрители музеев, экскурсоводы (если с желтым — оральным вектором), кинооператоры.

Врач с зеленым вектором — прекрасный диагност: он видит болезнь по микропризнакам. Обычно это офтальмологи (окулисты), рентгенологи, врачи функциональной диагностики, а также медсестры («сестра милосердия» — очень точное название для «зеленого» характера).

Кроме того, зрительники — хорошие воспитатели и учителя: они по-доброму и с принятием относятся к детям, а те им обычно отвечают взаимностью, хотя иногда могут и на голову сесть.

Высокая скорость мышления и настройка на эмоции других людей позволяет им успешно работать с клиентами, особенно там, где требуются чуткость и внимание. Но важно понимать, что Зеленый абсолютно неустойчив в агрессивной среде: в конфликтной ситуации он может просто расплакаться и убежать.

Опытные начальники знают, что для поощрения сотрудника-зрительника не обязательно нужны деньги. Красивая похвала, да еще и на публике, важнее любого денежного вознаграждения. Представляете, какая это находка для прижимистых Оранжевых руководителей!

Доброта спасет мир

Зеленые — самые добрые люди среди всех восьми векторов. Они склонны к благотворительности, восприимчивы, деликатны, доброжелательны, помнят все дни рождения и никого не забывают поздравить. Они внимательно относятся к чужому настроению, мнению, здоровью.

Зрительники способны сопереживать и воспринимать эмоции другого человека, как свои собственные (это качество называется «эмпатия»[8]). Благодаря своей доброте, они иногда становятся «жилеткой» для чужих слез, ведь так приятно пожаловаться на жизнь тому, кто умеет по-настоящему сочувствовать.

Более того, эти люди порой неосознанно берут на себя чужие жизненные сценарии. Приходит подруга, жалуется на свою жизнь: с мужем поссорилась, проблемы на работе, нога болит, — и вот у Зеленой женщины назавтра начинает болеть та же нога, появляются аналогичные проблемы с мужем и на работе.

Порой зрительники так глубоко «влезают в чужую шкуру», что им трудно вернуться в собственную жизнь, к которой они относятся довольно безответственно. Некоторые могут прожить так много лет — постоянно играя чужую роль и испытывая чужие чувства. Если у них появляется идеал, то они (незаметно для себя) могут перенять его позы и жесты, привычки и манеру говорить.

Тонкости общения

Зеленому вектору комфортна увеличенная физическая дистанция в общении: они отходят от собеседника на полшага по сравнению с обычным расстоянием. Поэтому им, конечно, трудно общаться с Черными (мышечниками) и Оранжевыми (кожниками), которые привыкли подходить к собеседнику почти вплотную.

Для зрительника взгляд в глаза собеседнику очень важен при разговоре. Но слишком пристальный взгляд становится, наоборот, тяжелым и неприятным: в этом случае Зеленый может избегать контакта глазами.

Такие люди не переносят грубости и вульгарности, скользких анекдотов, мата. Они очень чувствительны к тональности общения, к малейшему необдуманно или сгоряча брошенному слову. Все это может моментально выбить их из колеи, вызвать слезы.

Один из способов манипуляции Зрительным человеком — это «давить на жалость». Если Зеленый поверит и проникнется сочувствием к такому хитрому манипулятору, то сделает все для его спасения.

О братьях меньших

Зеленый человек не может раздавить червяка, ему до слез жалко птичку, выпавшую из гнезда, он долго будет спасать муху, упавшую в молоко. Если ребенок обладает ярким зеленым вектором, то ваш дом может превратиться в приют для бездомных животных или в ветеринарную лечебницу. Все «страдающие» жители улицы будут принесены в дом: «Мама и папа, эта киска тоже будет жить у нас!».  

Как-то на тренинге одна участница вышла в перерыве погулять во двор, а вернулась вся в слезах: «Там… во дворе… раненый голубь! Его может съесть кошка! Надо всем идти его спасать!»

Группа сразу поделилась по векторам. Зеленые девушки стали слезно умолять всех пойти спасать голубя, но сами были не готовы что-либо делать. Коричневые спросили: «У кого есть нитка с иголкой? Надо бы голубя зашить…». Черные среагировали очень просто: «Надо его добить, чтобы не мучился». Желтые сказали: «Голубь невкусный, поэтому никуда не пойдем. Лучше здесь поболтаем». Оранжевые, как всегда, рассудили логически: «Да, голубя съест кошка, потом эту кошку съест какая-нибудь собака, затем эту собаку закатают нам в колбасу, и мы съедим эту колбасу. Короче, все по схеме, все логично».

Красных в той группе не оказалось, поэтому никто процессом не управлял. К чему это приводит, вы знаете сами: голубь остался во дворе, а девушка так и сидела со слезами оставшуюся часть занятия…

Прощайте все!

Как вы уже знаете, Зеленые готовы сделать все, чтобы привлечь к себе внимание. Если обычные средства не сработали, то они могут решиться на «демонстративный суицид». На самом деле сводить счеты с жизнью зрительник не собирается, так как озабочен проблемой: «А как я буду выглядеть в гробу?». Отравишься — будешь желтым[9], повесишься — синим, вены вскроешь — будешь бледный лежать весь в крови. Про утопление или прыжок с крыши даже думать противно: в этих случаях получаются самые некрасивые покойники.

Лучше сделать так: разбросать по всей квартире таблетки, написать всем заранее письма: «В такой-то день, в такое-то время я уйду из жизни, дверь будет открыта». А затем можно повеситься на тонком шпагате или выпрыгнуть из окна первого этажа (или второго, если первый — подвал). Правда, бывает и по-другому: Зеленый, заигравшись в этот театр, залез на подоконник, поскользнулся и упал не в ту сторону…

Зеленые дети

Зрительного ребенка нужно «растить» в окружении гармоничного цвета и формы. Он должен чувствовать постоянную защиту: такого малыша до трех лет нежелательно даже на сутки отрывать от матери. Эти девочки и мальчики любят засыпать при свете, когда кто-то находится рядом. Они больше и дольше других детей нуждаются в любви, защите и поддержке.

Зеленый мальчик такой же чувствительный и нежный, как Зеленая девочка. Слезы для него — главный способ реагирования на жизненные трудности. Чуть что случилось — он сразу расплакался. А тут мама подходит (Черно-Оранжевая): «Что ты разревелся как девчонка? Фу! Хлюпик, нытик, маменькин сыночек! Ты же будущий военный, летчик, охранник, защитник, пожарный… Отойди, не люблю плакс! Мужчины не плачут!» Между прочим, с этой фразы — «Мужчины не плачут» — многие мальчики начинают свой путь к неврозу зеленого вектора.

Вообще, Зеленые мальчики в семье больше привязаны к женщинам: к маме, сестре, бабушке. Они лучше будут сидеть дома и вышивать, чем пойдут с папой перебирать карбюратор.

Зрительные дети могут подолгу лежать на диване и ничего не делать. Родителям в таких случаях кажется, что ребенок просто ленив, но это не так. На самом деле он лежит и рисует в своем воображении великие картины. Все, что следует сделать родителям, — это дать ребенку краски или фломастеры, и самое главное — не учить его рисовать! Путь он не станет великим художником, зато будет гармоничным человеком, умеющим выражать свои эмоции на бумаге.

Такие дети обычно едят очень мало и очень медленно: создается впечатление, что им нужна только зрительная пища. Зрительников ни в коем случае нельзя заставлять есть, иначе у них нарушается обмен веществ, а это приводит к множеству заболеваний.

А что обычно происходит в детском саду? Желто-Черная нянька говорит: «Дети! Пока усе не съедите, играть не пойдете!». И сидит за столом такая большеглазая Зеленая девочка и думает, куда же ей деть всю эту еду… Ну, суп можно на пол поставить — кошка его давно ждет. Котлету — Желтому обжоре Петьке сплавить, он будет счастлив безмерно. Макароны — в платочек собрать, а потом выкинуть. А вот компот Зеленая девочка съест сама. Компот — это полноценный обед зеленого вектора. Ну, что поделать, если так у них устроен организм, — в этом их гармония.

История про обезьян

Виктор Толкачев говорил, что главная функция зрительника в стае — «дневной дозорный». Он сидит на высоком холме и смотрит вдаль. Благодаря прекрасному зрению, он может увидеть приближающегося к стае леопарда на очень большом расстоянии. Что происходит дальше? Зеленый сообщает об увиденном Желтому (оральнику) — тот громко кричит, оповещая всю стаю. В дело включается Красный (уретральник): он организует Черных (мышечников), которые собирают пожитки и готовятся к бегству. Красному помогают Оранжевые (кожники): они контролируют процесс и дисциплинируют стаю. Коричневые (анальники) собирают последнее, а также то, что впопыхах уронили другие. И стая побежала прочь от леопарда... А что же с Зеленым? Он остался на месте, про него просто забыли: зрительников ведь довольно много, их не особенно берегут. А если этот Зеленый еще с Оранжевым вектором, и оба вектора не приняты, то стая, убегая, даже подтолкнет его навстречу леопарду (и пока несчастного съедает голодный леопард, стая успевает убежать). Сочетание дисгармоничных зеленого и оранжевого векторов — это человек-жертва (с комплексом виктимности[10]).

Кстати, эта комбинация — зеленый + оранжевый — часто встречается у женщин, но если оба вектора приняты, то ни о какой жертвенности речь не идет. Наоборот, это очень продуктивное сочетание двух векторов.

Здоровье

Как и у всех «верхних»[11] векторов, здоровье у зрительников не богатырское: слабый иммунитет, частые простуды... Они любят красиво поболеть, особенно мужчины, — ложатся на кровать с трагическим лицом: «Все... У меня температура... (37,2...) Я умираю...» Конечно, в этот момент ему хочется, чтобы все вокруг посуетились и о нем позаботились, — тогда он уже готов к утру выздороветь. Если окружающим на него наплевать (или если Зеленому просто так кажется!), то он может болеть неделями.

Конечно, все болезни глаз связаны с дисгармонией зеленого вектора. Если такой ребенок видит в своей жизни сцены насилия и другие ужасные зрелища, то у него может быстро развиться психогенная близорукость или даже частичная слепота: «Зачем мне видеть этот мир, если он такой некрасивый?!»

Когда зрительный вектор оказывается в неврозе, человек перестает следить за своей внешностью, одевается кое-как, ему не хочется творить и мечтать. Он не замечает красоту вокруг себя, все время обижается и плачет. Хорошо, что вывести Зеленого из невроза чаще всего нетрудно: немного внимания, заботы и искусные комплименты быстро поднимают ему настроение. Лучшее лекарство для зрительников — это созерцание природы, красивых картин и гармоничных вещей вокруг себя.

Закончить эту главу мне хочется рассказом о проблеме, с которой некоторые Зеленые сталкиваются уже в детстве. На научном языке это называется «дисморфофобия», а говоря по-простому — непринятие собственного тела. Что-то в своей внешности кажется им некрасивым: нос (уши или рот) — слишком большой или слишком маленький, грудь не такая, как хочется. Эти люди становятся пациентами пластических хирургов, но им редко удается достичь желаемого, если в глубине души они все равно воспринимают себя некрасивыми[12].

Поэтому Зеленым детям очень важно с раннего детства объяснить, что они красивы и что нет какого-то эталона красоты, которому они должны соответствовать.

Когда зеленый вектор сочетается с ярким оранжевым, забота о своей внешности может приобретать комичный оттенок:

К пластическому хирургу приходит женщина и просит увеличить ей грудь.
— ОК, — говорит хирург, — современная силиконовая грудь — пять тысяч долларов.
— Нет, — говорит женщина, — это слишком дорого.
— Тогда другой вариант — две тысячи долларов: материал чуть хуже, но, в общем, то же самое.
— И это мне не по карману, — говорит женщина, — а есть что-нибудь еще дешевле?
— Ну, тогда давайте так: мы сделаем вам разрезы подмышками. Когда захотите увеличить грудь, помашете руками как крыльями, воздух наберется, и грудь у вас увеличится. Стоит 200 долларов.
— О, вот это мне подходит!
Операция прошла успешно, и, спустя несколько недель, женщина приходит в ресторан и видит за столиком интересного мужчину. Она, как учили, «машет крыльями», грудь у нее увеличивается, и тут… Мужчина встает, подходит к ней и начинает энергично топать ногами: «Мадам, мне кажется, мы с вами лечились у одного врача!»

Фильмы, в которых встречаются герои с зеленым вектором:

  • «Блондинка за углом», реж. Владимир Бортко, СССР, 1984 г. (Регина — Елена Соловей);
  • «Безымянная звезда», реж. Михаил Козаков, СССР, 1978 г. (Мона — Анастасия Вертинская, Марин Мирою — Игорь Костолевский);
  • «Формула любви», реж. Марк Захаров, СССР, 1984 г. (помещик Алексей Федяшев — Александр Михайлов);
  • «Амели», реж. Жан-Пьер Жене, Франция, Германия, 2001 г. (Амели — Одри Тоту);
  • «Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов, СССР, 1977 г. (Ольга Рыжова — Светлана Немоляева);
  • «В джазе только девушки», реж. Билли Уайлдер, США, 1959 г. (Душечка — Мэрилин Монро);
  • «Малыш и Карлсон» (м/ф), реж. Борис Степанцев, СССР, 1968 г. (Малыш);
  • «Винни-Пух» (м/ф), реж. Федор Хитрук, СССР, 1969 г. (Пятачок);
  • «Смешарики» (м/ф), реж. Денис Чернов и др., Россия, 2004 г. (Нюша).


[1] Нарциссизм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюбленности. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречен влюбиться в собственное отражение в воде озера и умер от этой любви.

[2] Эта фраза из романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, как правило, понимается буквально, вопреки авторскому толкованию понятия «красота». В данном произведении Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души, о сумме нравственных качеств «положительно прекрасного человека».

[3] Дежавю (фр. déjà vu — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации. Однако, как правило, человеку не удается восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнит.  

[4] Лунатизм (сомнамбулизм, снохождение) — болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Поведение человека при этом выглядит целенаправленным и адекватным, но на самом деле он выполняет действия в соответствии с тем, что ему снится в данный момент.  

[5] Пигмалионизм — разновидность фетишизма, при которой человек получает удовлетворение от обладания изображениями человеческого тела (картинами, статуями, фотографиями). Термин произошел от имени Пигмалиона — царя острова Кипр. Согласно мифам, он высек из слоновой кости статую Галатеи и полюбил ее: дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды. Богиня Афродита, тронутая такой любовью, оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.  

[6] Перевод Б. Пастернака.

[7] Золотое сечение («божественная пропорция») — деление объекта на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая относится ко всей величине. Иными словами, отрезав квадрат от прямоугольника, построенного по принципу золотого сечения, мы получаем новый, уменьшенный прямоугольник с тем же отношением сторон. В этой пропорции отношение большей части к меньшей составляет 1,618…, а меньшей к большей составляет 0,618….

[8] «Эмпатия» — так в 1994 году назывался тренинговый центр Виктора Толкачева, где я впервые познакомился с системой векторов.

[9] В данном случае желтый и синий — это не названия векторов, а цвет кожи человека, умершего определенным образом. 

[10] Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность субъекта к жертвенному поведению. В обычной жизни такой человек не видит иного способа получения любви и внимания окружающих, кроме самозабвенной заботы о них (что проистекает из чувства вины), но в то же время склонен винить их в своем «жертвенном» положении. 

[11] «Верхними» считаются векторы, отверстия которых расположены выше рта (Зеленый, Синий, Фиолетовый) — в противоположность «нижним» (Черному, Красному, Оранжевому и Коричневому). Желтый вектор занимает здесь промежуточное положение. 

[12] Майкл Джексон, прошедший через множество пластических операций, до конца своих дней так и не был удовлетворен собственной внешностью. 


Вы можете бесплатно скачать книгу «Психология ваших отверстий» (сокращенную версию) в любом доступном формате: epub, pdf, fb2, mobi, djvu!